САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ОБЛАСТЬ

Раздел обновлен: 22/11/08 20:05
 
 


"С удовольствием направляю Вам фотографии и статью о Баболовском дворце и Царь-ванне в Пушкине (Санкт-Петербург), которые я опубликовал в своей газете "Вестник Института им. Г.И.Турнера".

С уважением, Игорь Попов, руководитель Издательского отдела Научно-исследовательского детского ортопедического института имени Г.И.Турнера (Санкт-Петербург), канд. мед. наук".


Баболовский дворец и Царь-ванна

В Пушкине есть уникальное сооружение, которое гармонично входит в русскую троицу великих, но бесполезных Царей. В Москве есть Царь-колокол, который не звонит, и Царь-пушка, которая не стреляет. А у нас есть Царь-ванна, в которой не моются. Мало кто знает о существовании этой Царь-ванны, хотя она и является уникальным сооружением, бесценным историческим, культурным и инженерным памятником. Однако всё по порядку.

Пока мы с вами идём по просеке Баболовского парка, я расскажу вам о нём. Сначала о Розовой, или Баболовской, караулке. Её построил архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1866) в 1846 году. Сам Баболовский парк, в отличие от вышедшего из моды к концу XVIII века «регулярного» английского парка, такого как Екатерининский, представляет собой «естественный» итальянский ландшафт. Минут через двадцать впереди и справа мы увидим извилистый ручей, носящий гордое имя реки Кузьминки. Впрочем здесь, у плотины, река превращается в довольно большой живописный пруд. Раньше здесь была купальня Екатерины  II . Пруд этот выкопали на реке Кузьминке в 1773 - 1775 годах под руководством инженер-полковника И.К. Герарда, соорудившего также и Баболовский мост-плотину. Мост сохранился до настоящего времени. Место для устройства купальни было обосновано теоретиками пейзажных садов: «Под тенью ив, где бьет целебная вода, уединенная купальня быть должна» (Жак Делиль, «Сады»). Вода из Таицких источников действительно считалась целебной. Правда, сюда она поступала по подземной Минной галерее на глубине 10 метров, поэтому всегда была ледяной, и купание в ней кажется сомнительным удовольствием.

В 1780-х годах светлейший князь Григорий Потёмкин устроил у деревни Баболово, что в трех верстах от Царского Села, мызу с небольшим пейзажным садом. В 1785 году здесь по проекту архитектора Ильи Васильевича Неелова (1745-1820-е) был выстроен каменный дворец. «Готические» элементы внёс в проектирование архитектор Иван Егорович Старов (1743-1808). Баболовский дворец был одноэтажным летним зданием. В нем было семь комнат, каждая из которых непосредственно выходила в парк. Дворец посещался редко, обветшал, и вторым рождением сооружения стала его перестройка, осуществленная Василием Петровичем Стасовым (1769-1848) в 1824-1825 годах. Скажу вам по секрету, что в этом дворце происходили свидания императора Александра  I с дочерью придворного банкира, барона Вельо, Софьей Иосифовной (1793-1840). Вот что по этому поводу написал Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «На Баболовский дворец» (1813-1817): «Прекрасная! пускай восторгом насладится в объятиях твоих российский полубог. Что с участью твоей сравнится? Весь мир у ног его - здесь у твоих он ног». Композиционным центром дворца служил овальный зал, размеры которого архитектор значительно увеличил для того, чтобы в нем разместить вместо прежней мраморной ванны новую - гранитную.

Поднимемся чуть выше и в густом диком кустарнике увидим грустную картину запустения и тлена. Кирпичные готические арки, ярко-красная башня со слепыми окнами и ненормативными граффити на стенах, боковые кирпичные арочные стены, и всё. Когда-то это был Баболовский дворец, он сохранялся в более или менее приличном виде до Великой Отечественной войны, во время которой он был практически полностью разрушен. Уникальную гранитную ванну немцы собирались вывезти в Германию, но даже не смогли сдвинуть её с места.

Итак, в полуподвале башни установили огромную гранитную ванну для купания в жаркие дни. Её высота 1 метр 92 сантиметра, диаметр 5 метров 33 сантиметра и вес 48 тонн. Сделал это произведение искусства и техники мастер Самсон Семенович Суханов (1776-1820-е) по проекту российского инженера-механика и строителя испанского происхождения Августина Августиновича Бетанкура (1758-1824). Это был уникальный бассейн из монолита, вмещающий 8000 ведер воды. Глыбу красного гранита с вкраплениями лабрадора зеленоватых тонов весом более 160 тонн доставили с одного из финских островов и полировали на месте в течение десяти лет, с 1818 по 1828 год. Ванну сначала установили, а затем возвели вокруг неё стены. К бассейну вела чугунная лестница с перилами, опирающаяся на чугунные колонны и снабженная смотровыми площадками. Все детали отливались на чугунолитейном заводе Чарльза (Карла Николаевича) Берда (1766-1843), русского заводчика шотландского происхождения.

Вода на холм, где расположен дворец, поступала в пруд, за зданием, из Таицких ключей по самотечному шестнадцатикилометровому водопроводу, проложенному в 1774 году инженер-полковником И.К.Герардом по проекту генерал-поручика фон Ф.Б.Бауэра.

Поговаривают (никаких документальных свидетельств я не нашел), что в молодые годы интересовавшийся масонством Александр I использовал ванну в ритуальных целях. Оставим это на совести журналистов. Так же оставим на совести авторов многочисленных статей в Интернете информацию о том, что эта огромная ванна, расположенная в восьмигранной башне со сферическим куполом, служила (и служит!) транслятором для связи с внеземными цивилизациями либо с мировым разумом.

В дневнике Николая II можно найти упоминание о прогулках по Баболовскому парку с посещением дворца и обязательным лицезрением фантастической ванны. Давайте и мы полицезреем на неё!

Текст и фото:
Игорь Попов
© Вестник Института им. Г.И.Турнера, 2008, №4/5

осень 2008 г.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22
     

 


Павильон Пирамида в Екатерининском парке

(Эксклюзаивная интернет-публикация статьи, которая выйдет в печать в апреле 2009 г.)


В Екатерининском парке на берегу Лебяжьего пруда среди окружающей зелени возвышается один из первых павильонов пейзажной части парка – Пирамида, выстроенная в неоегипетском стиле.

Пирамида сложена из кирпича по проекту архитектора Василия Ивановича Неелова (1721-1782) в 1770 году, а в 1772 году облицована плитами гранита. В 1774 году Пирамида была разобрана до основания и отстроена заново архитектором шотландского происхождения Чарльзом Камероном (1745-1812) в 1782 - 1783 годах. На её фасадной части имеется вход, а по углам когда-то стояли четыре колонны из серого уральского мрамора на пьедесталах. Позеленевшая обомшелая поверхность Пирамиды придает ей вид древнего мавзолея.

В стенах внутри Пирамиды сделаны ниши для траурных ваз – хранительниц пепла. Там и хранилась коллекция античных сосудов. Такой тип павильона, восходящий к древнеегипетским погребальным постройкам и распространенный в парковой архитектуре конца XVIII - начала XIX столетий, был выбран потому, что с противоположной от входа стороны, у подножия Пирамиды, погребены три любимые собачки Екатерины II - Том-Андерсон, Земира и Дюшеса. Места погребения раньше были отмечены досками из белого мрамора с высеченными на них эпитафиями. Вот они. Дли собачки Земиры французский посол граф Филипп-Поль де Сегюр (1780-1873) сочинил такой текст: «Здесь лежит Земира, и опечаленные грации должны набросать цветов на ее могилу. Как Том, ее предок, как Леди, ее мать, она была постоянна в своих склонностях, легка на бегу и имела один только недостаток, была немножко сердита, но сердце ее было доброе. Когда любишь, всего опасаешься, а Земира так любила ту, которую весь свет любит, как она. Можно ли быть спокойною при соперничестве такого множества народов. Боги, свидетели ее нежности, должны были бы наградить ее за верность бессмертием, чтобы она могла находиться неотлучно при своей повелительнице». Для Дюшесы эпитафию сочинила сама Екатерина II : «Под Камнем сим лежит Дюшеса Андерсон, которою укушен искусный Роджерсон».

Текст и фото:
Игорь Попов
© Вестник Института им. Г.И.Турнера, 2009

2008 г.



   
23

24

25

26

27

28

29

30

31
       

 

 
 
 
 
 
© "Неправильный мир" 2008
Rambler's Top100
Hosted by uCoz