Белая башня
Ввозвышается вблизи правого крыла Александровского дворца на территории бывшего, так называемого, "зверинца". Сооружение спроектировал и построил архитектор А. А. Менелас в 1824 году в псевдоготическом стиле.Высота башни около 32 метров.Стены постройки окрасили в белый цвет, отчего она и получила свое название. Вокруг башни разбили садик, окружили его земляным бастионом и опоясали рвом с водой. Весь комплекс огородили чугунной решеткой. Входом на территорию стала служить искусственная Руина в виде развалин средневекового замка. Белая башня разделена как бы на три яруса поднимающимися кверху ступенями. Широкая, квадратная в плане, терраса служит основанием для кубического массива первого яруса. Высокие арочные оконные проемы и арка главного входа прорезают стены. По сторонам проемов располагаются ниши со статуями русских витязей и средневековых рыцарей. Над вторым ярусом поднимается высокий четырехгранный столп, скупо прорезанный оконными проемами и завершенный зубчатым парапетом.
Основные помещения башни - столовая, гостиная и кабинет - были отделаны в готическом стиле и расписаны художниками В. Додоновым и И. Бернаскони. Наибольший интерес представляла роспись стен в гостиной, изображавшая средневековых рыцарей, сражающихся с мусульманами. Внутренние помещения по высоте ярусов соединялись винтовой лестницей, которая заканчивалась выходом на верхнюю площадку башни. Отсюда открывался великолепный вид на парки, город и окрестности. Белая башня некоторое время использовалась для переговоров оптическим телеграфом с караульным дозором на башне, что стояла у казарм воздухоплавательного парка в Санкт-Петербурге. Высота сооружения сыграла отрицательную роль в ее судьбе в военное время: с башни хорошо просматривались и простреливались окрестности, а она, в свою очередь, служила отличной мишенью.
Стоящая рядом декоративная Руина представляет собой две тождественные, круглые в плане башни, связанные между собой переходом, прорезанным высокой, полуциркульной аркой ворот. Двухэтажные пристройки к башням использовались под жилье. Зубчатый парапет, стрельчатые окна, обработка поверхности стен арками придавали зданию вид готических построек и связывали Белую башню и Руину в единый архитектурный ансамбль. Строительство в начале XIX века целого комплекса псевдоготических сооружений в Царском Селе отразило наметившуюся в архитектуре и обществе тенденцию отказа от канонов классицизма.
Источник: http://www.pushkincity.ru/belbash.htm