|
Лебяжье
Lebiaje
последнее
обновление
03-Nov-2004 22:15
страница
1
страница 2
История поселка восходит своим началом к истории финно-угорских
племен, заселявших побережье Финского залива. Потом здесь бывали шведы
и прочие завоеватели. У впадения в р. Лебяжью ручья, текущего из южных
болот, находились две деревни — Кургула и Соковиц, выше по течению Лебяжьей
–деревня Рикола (нынешнее Риголово). Согласно карте 1667 г. дальше к
западу, в районе современной Флотской улицы, была деревня Ассикала из
семи дворов, а западнее, на месте нынешней Старой Красной Горки — Юкемяки
из одиннадцати. Рядом с этим селением находилась небольшая лютеранская
часовня.
При
Петре 1 эти земли уже безвозвратно присоединины к России. Мыза Лебяжья
по замыслу Петра была последним участком в цепи усадеб вдоль Петергофской
дороги. Лебяжья принадлежала графам Шереметевым. В 1712 г. приморская
территория у впадения р. Лебяжьей в залив была пожалована ближайшему
сподвижнику Петра, главнокомандующему русскими войсками фельдмаршалу
Борису Петровичу Шереметеву. Оно передавалось «графу Борису Петровичу
Шереметеву и жене ево и детям во владение, в урочище едучи от Санкт-Петербурга
по морскому берегу к Красной Горке проехав Петергоф и кирпичные заводы
не доезжая столба, который поставлен на самой Красной Горке, подле речки
Лебяжьей по сю сторону к Петергофу место, а по другую сторону той речки
Лебяжьей к помянутому столбу шесть, итого семь мест рядом, а мерою всякое
место подле приморской дороги поперечнику по сту сажен и от той приморской
длиннику в гору по тысяче сажен...» Таким образом, Шереметеву царь пожаловал
самую большую, после своих собственных, дачу по Петергофской дороге
(даже у А. Д. Меншикова в Ораниенбауме первоначально было только 5 «мест»).
К
1719г. графом здесь был построен небольшой деревянный дом, две «людские»
избы, скотные и птичьи «покои», а на реке возводилась мельница. В 1721
г. она была уже построена, доделывались рига и еще ряд хозяйственных
сооружений.
Согласно описи 1745 г., когда мыза принадлежала детям покойного фельдмаршала
— действительному камергеру Петру и корнету л.-гв. Конного полка Сергею
Шереметевым, здесь существовало обширное хозяйство.
Лебяжье
для Шереметевых вероятно было хозяйственным имением по причине удаленности
от города и от императорских резиденций. По Ингерманландскому межеванию
1747 г. мыза числилась за графом Петром Борисовичем. Ему же она принадлежала
в 1787 г., когда было произведено Генеральное межевание имения и составлен
его подробный план. После смерти П. Б. Шереметева Лебяжье перешло к
его сыну Николаю Петровичу, обер-камергеру, известному благотворителю,
основателю московского Странноприимного дома. В 1837 г. имение было
продано полковнику А. И. Зейферту. Последним владельцем Лебяжьего из
рода Шереметевых был флигель-адъютант, камергер графа Дмитрия Николаевича.
На
плане Шуберта 1830-х гг. на месте мызы лишь несколько небольших построек.
Зато внизу, у приморской дороги – деревня Новая Лебяжья с 11 дворами.
План 1844 г. уже показывает имение разделенным между несколькими владельцами:
земли к западу от ручья, на картах второй половины XIX в. называвшегося
Глубоким, теперь принадлежали генерал-майорше Амосовой, к востоку —
купцу Байкову и надворному советнику Римкевичу.
На плане обозначена новая усадьба, расположенная между Приморской дорогой
и руслом р. Лебяжьей, примерно между современной Южной улицей и стадионом.
Ее построил инженер генерал-майор Н. А. Амосов, известный изобретатель
«амосовских» печей. Здесь был возведен дом со службами и скотным двором,
ряд хозяйственных строений, разбит парк и фруктовый сад. В 1846 г. на
р. Лебяжьей Амосовым была возведена мельница. Впоследствии у имения
сменилось несколько хозяев, одним из которых был знаменитый писатель
М. Е. Салтыков-Щедрин.
Во второй половине XIX — начале XX в. сформировался поселок Лебяжье.
Причиной послужило основание в 1864 г. кронштадтского Лоцманского цеха,
после чего в Лебяжьем было построено особое Лоцманское селение. В 1902
г. в нем была сооружена деревянная церковь. Десять лет спустя в Лебяжьем
возвели каменную церковь св. Николая. Строились дачные дома, часто специально
для сдачи на лето. В поселке имелось две школы, несколько постоялых
дворов, амбулатория. О его жизни и быте на протяжении последней четверти
XIX — первой половины XX в. рассказывается в цикле статей А. И. Карху
(в газете «Балтийски луч» и др.)
Один
из интереснейших объектов - зенитная батарея у ж.д. переезда на западной
окраине поселка. Точных данный о ней у нас к сожалению нет, однако можно
предположить, что это батарея для 3-4х 76-мм зенитных пушек Лендера,
образца 1914/15 гг. Эти пушки производились до начала 1934 г., а использовались
по крайней мере до начала 1941 г. Они устанавливались на повозках (на
конной и механической тяге), на автомобилях, на кораблях, на специальных
бетонных основаниях (1914-1920 гг.) и на стационарных бетонных площадках
(1923-1941 гг.), на ж.д. бронеплощадках. На бетонных площадках: диаметр
по центрам болтов - 650 мм, количество болтов - 10, диаметр болтов -
38 мм, радиус обметания орудия - 1190 мм. Тумба орудия металлическая,
конической формы. Кроме того на батарее имеются два спаренных малых
дворика. Предположение: для зенитных автоматов - 20мм Эрликон, 40-мм
Виккерса, 37-мм Максима или др. 37-мм автоматов.
Во время ВОВ поселок стал одним из цетров Ораниенбаумского плацдарма
(Ораниенбаумского пятачка, Лебяженской республики). Здесь находились
штаб партизанских отрядов, узлы связи, типография, выпускавшая фронтовую
газету и пр. Базировались бронепоезда «Балтиец» и «За Родину!». (Об
этом подробно написано у Льва Успенского в «Пулковском меридиане» и
«Шестидесятой параллели», у других авторов). До сих пор в поселке и
окрестностях можно найти множество остатков оборонительных укреплений
– блиндажей, окопов, противотанковый ров, построенную до войны зенитную
батарею и пр.
В
поселке имеется краеведческий музей (в подвале нового здания школы),
библиотека, памятник летчикам ВОВ (штурмовик ИЛ-2 на постаменте), мемориал
погибшим воинам на кладбище у железной дороги, филиал железнодорожного
музея с паровозами и еще много всего интересного.
Источники:
С.Б.Горбатенко. «Петергофская дорога». Санкт-Петербург, 2001.
А. И. Карху. Статьи в газете «Балтийски луч».
А.Б.Широкорад. "Энциклопедия артиллерии". Минск, 2000.
Большое
спасибо LlaBvuH за
кропотливые исследования зенитной батареи.
страница 1
страница 2
осень 2002, 2003, лето 2003, зима 2003-2004, август 2004 гг.
юго-западная окраина поселка, ж.д. переезд, шоссе СПб-Сосновый Бор,
вид в сторону послка, зенитная батарея справа вдали |
на одном из казематов построен дом, дворики левее на холме, часть
массива подкопана и нависает |
вид с противоположной стороны на холм, дворики наверху, у подножия
погреб |
погреб |
он же, вход |
подкопанный бетонный массив, дом слева за кадром |
то же, дворики для зенитных автоматов, либо для наблюдающих, на
заднем плане орудийный дворик |
то же |
то же, справа ж.д. путь |
то же |
спуск вниз в небольшое помещение |
то же |
вид внутри, может быть и патронный погреб |
один из двориков |
дворик орудийный, для 76-мм зенитной пушки Лендера на железном лафете,
лесенка, ниши для снарядов, болты основания лафета |
то же годом ранее, ж.д. переезд вдали за кадром |
то же |
цетр дворика, болты в два ряда, внутренних 10, как у основания орудия
Лендера |
то же, внешния ряд болтов с гайками, вероятно, крепит стальную плиту
(скрыта мусором) к бетону |
снарядная ниша и лесенка к ней |
то же |
вид на дворик со стороны котлована второго дворика |
котлован второго дворика |
остатки бетона в центре |
перевернутая лесенка |
окопы рядом |
то же |
вид на батарею с подножия холма, ж.д. справа |
лесенка к подножию холма |
остатки 3-го дворика |
снава малые дворики с первых фото |
вид на 3-й дворик |
вид на 1-й дворик и ж.д. переезд |
второй выход из помещения под пулеметными двориками |
бронедверь |
само помещение, прямо - на арт.дворики, в стороны на пуль.(?) дворики |
дверь, вид изнутри |
окно на дворик (для подачи патронов(?)) |
дом построен на погребе боепитания, погреб находится ниже уровня
двориков на несколько метров |
один из боковых входов |
прямой вход, ныне подвал дома |
вид на батарею от ж.д. |
то же |
вид от ж.д. переезда |
ж.д. переезд, вид в сторону Лебяжья |
то же |
то же, в сторону залива |
то же, в сторону Соснового Бора, болото слева, поле справа |
остатки противотанкового рва, рядом с тем же ж.д. переездом, пересекает
шоссе на С.Бор, профиль рва |
ров с водой, кусок на др. стороне шоссе, перезд на горке справа
за кадром |
ров поднимается на горку вдоль ул. Флотская (?) и выглядит как эскарп,
идущие в сторну залива |
то же, вид с поля, виден эскарп, за ним по вершине улица и домик |
поле, с которого виден ров, вил в сторону залива |
дорога вдоль залива (он справа в 100 м) на форт Крр. Горка, подъем
на гору, ров приходил сюда (шел слева направо до залива по склону
горы) |
здесь рова заканчивался, берег залива, начинается Красная Горка
(холмы и обрывы, не путать с фортом), в подлеске бетоная пулеметная
точка времен 1 Мировой войны, дорога чуть левее за кадром |
сама точа в склоне, за ней окопы (не видны) |
то же |
то же, трех-амбразурная, вход сзади из окопов на вершине, направлена
на восток (центр) и на север-юг вдоль рва, ров более времен ВОВ
(?) |
берег залива, обрывы, пулеметная точка справа за деревьями, слева
по берегу вышка КНП форта Кр. Горка и створные знаки (маяки) |
дорога далее на форт Кр. Горка, створы справа, КДП слева |
вот он, КНП - командно-наблюдательный пунк форта для наблюдения
за рейдом, таких по берегу штук 5 |
домик рядом с КНП, тоже бетонный |
КНП, вид сбоку |
снова домик |
КНП, вид с фронта, ныне это жилой домик |
то же |
то же летом |
бетонная площадка в конце дороги от жд.ст. Лебяжье к заливу, говорят,
испоьзовалась как стартовая площадка ракет береговой обороны в 1950-66
гг. (неточно) |
то же, вид с фронта |
штурмовик ИЛ-2 на мемориале в центре поселка у шоссе на Сосновый
Бор |
|