Форты, крепости, памятные места
 
Санкт-Петрбург и область
St.Petersburg and region
на главную
Санкт-Петербург и область

Лебяжье
Lebiaje
последнее обновление
03-Nov-2004 22:15

страница 1

страница 2


История поселка восходит своим началом к истории финно-угорских племен, заселявших побережье Финского залива. Потом здесь бывали шведы и прочие завоеватели. У впадения в р. Лебяжью ручья, текущего из южных болот, находились две деревни — Кургула и Соковиц, выше по течению Лебяжьей –деревня Рикола (нынешнее Риголово). Согласно карте 1667 г. дальше к западу, в районе современной Флотской улицы, была деревня Ассикала из семи дворов, а западнее, на месте нынешней Старой Красной Горки — Юкемяки из одиннадцати. Рядом с этим селением находилась небольшая лютеранская часовня.

При Петре 1 эти земли уже безвозвратно присоединины к России. Мыза Лебяжья по замыслу Петра была последним участком в цепи усадеб вдоль Петергофской дороги. Лебяжья принадлежала графам Шереметевым. В 1712 г. приморская территория у впадения р. Лебяжьей в залив была пожалована ближайшему сподвижнику Петра, главнокомандующему русскими войсками фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву. Оно передавалось «графу Борису Петровичу Шереметеву и жене ево и детям во владение, в урочище едучи от Санкт-Петербурга по морскому берегу к Красной Горке проехав Петергоф и кирпичные заводы не доезжая столба, который поставлен на самой Красной Горке, подле речки Лебяжьей по сю сторону к Петергофу место, а по другую сторону той речки Лебяжьей к помянутому столбу шесть, итого семь мест рядом, а мерою всякое место подле приморской дороги поперечнику по сту сажен и от той приморской длиннику в гору по тысяче сажен...» Таким образом, Шереметеву царь пожаловал самую большую, после своих собственных, дачу по Петергофской дороге (даже у А. Д. Меншикова в Ораниенбауме первоначально было только 5 «мест»).

К 1719г. графом здесь был построен небольшой деревянный дом, две «людские» избы, скотные и птичьи «покои», а на реке возводилась мельница. В 1721 г. она была уже построена, доделывались рига и еще ряд хозяйственных сооружений.
Согласно описи 1745 г., когда мыза принадлежала детям покойного фельдмаршала — действительному камергеру Петру и корнету л.-гв. Конного полка Сергею Шереметевым, здесь существовало обширное хозяйство.

Лебяжье для Шереметевых вероятно было хозяйственным имением по причине удаленности от города и от императорских резиденций. По Ингерманландскому межеванию 1747 г. мыза числилась за графом Петром Борисовичем. Ему же она принадлежала в 1787 г., когда было произведено Генеральное межевание имения и составлен его подробный план. После смерти П. Б. Шереметева Лебяжье перешло к его сыну Николаю Петровичу, обер-камергеру, известному благотворителю, основателю московского Странноприимного дома. В 1837 г. имение было продано полковнику А. И. Зейферту. Последним владельцем Лебяжьего из рода Шереметевых был флигель-адъютант, камергер графа Дмитрия Николаевича.

На плане Шуберта 1830-х гг. на месте мызы лишь несколько небольших построек. Зато внизу, у приморской дороги – деревня Новая Лебяжья с 11 дворами. План 1844 г. уже показывает имение разделенным между несколькими владельцами: земли к западу от ручья, на картах второй половины XIX в. называвшегося Глубоким, теперь принадлежали генерал-майорше Амосовой, к востоку — купцу Байкову и надворному советнику Римкевичу.
На плане обозначена новая усадьба, расположенная между Приморской дорогой и руслом р. Лебяжьей, примерно между современной Южной улицей и стадионом. Ее построил инженер генерал-майор Н. А. Амосов, известный изобретатель «амосовских» печей. Здесь был возведен дом со службами и скотным двором, ряд хозяйственных строений, разбит парк и фруктовый сад. В 1846 г. на р. Лебяжьей Амосовым была возведена мельница. Впоследствии у имения сменилось несколько хозяев, одним из которых был знаменитый писатель М. Е. Салтыков-Щедрин.
Во второй половине XIX — начале XX в. сформировался поселок Лебяжье. Причиной послужило основание в 1864 г. кронштадтского Лоцманского цеха, после чего в Лебяжьем было построено особое Лоцманское селение. В 1902 г. в нем была сооружена деревянная церковь. Десять лет спустя в Лебяжьем возвели каменную церковь св. Николая. Строились дачные дома, часто специально для сдачи на лето. В поселке имелось две школы, несколько постоялых дворов, амбулатория. О его жизни и быте на протяжении последней четверти XIX — первой половины XX в. рассказывается в цикле статей А. И. Карху (в газете «Балтийски луч» и др.)

Один из интереснейших объектов - зенитная батарея у ж.д. переезда на западной окраине поселка. Точных данный о ней у нас к сожалению нет, однако можно предположить, что это батарея для 3-4х 76-мм зенитных пушек Лендера, образца 1914/15 гг. Эти пушки производились до начала 1934 г., а использовались по крайней мере до начала 1941 г. Они устанавливались на повозках (на конной и механической тяге), на автомобилях, на кораблях, на специальных бетонных основаниях (1914-1920 гг.) и на стационарных бетонных площадках (1923-1941 гг.), на ж.д. бронеплощадках. На бетонных площадках: диаметр по центрам болтов - 650 мм, количество болтов - 10, диаметр болтов - 38 мм, радиус обметания орудия - 1190 мм. Тумба орудия металлическая, конической формы. Кроме того на батарее имеются два спаренных малых дворика. Предположение: для зенитных автоматов - 20мм Эрликон, 40-мм Виккерса, 37-мм Максима или др. 37-мм автоматов.

Во время ВОВ поселок стал одним из цетров Ораниенбаумского плацдарма (Ораниенбаумского пятачка, Лебяженской республики). Здесь находились штаб партизанских отрядов, узлы связи, типография, выпускавшая фронтовую газету и пр. Базировались бронепоезда «Балтиец» и «За Родину!». (Об этом подробно написано у Льва Успенского в «Пулковском меридиане» и «Шестидесятой параллели», у других авторов). До сих пор в поселке и окрестностях можно найти множество остатков оборонительных укреплений – блиндажей, окопов, противотанковый ров, построенную до войны зенитную батарею и пр.

В поселке имеется краеведческий музей (в подвале нового здания школы), библиотека, памятник летчикам ВОВ (штурмовик ИЛ-2 на постаменте), мемориал погибшим воинам на кладбище у железной дороги, филиал железнодорожного музея с паровозами и еще много всего интересного.

Источники:
С.Б.Горбатенко. «Петергофская дорога». Санкт-Петербург, 2001.
А. И. Карху. Статьи в газете «Балтийски луч».
А.Б.Широкорад. "Энциклопедия артиллерии". Минск, 2000.


Большое спасибо LlaBvuH за кропотливые исследования зенитной батареи.

страница 1


страница 2

осень 2002, 2003, лето 2003, зима 2003-2004, август 2004 гг.
001.jpg
юго-западная окраина поселка, ж.д. переезд, шоссе СПб-Сосновый Бор, вид в сторону послка, зенитная батарея справа вдали
002.jpg
на одном из казематов построен дом, дворики левее на холме, часть массива подкопана и нависает
003.jpg
вид с противоположной стороны на холм, дворики наверху, у подножия погреб
004.jpg
погреб
005.jpg
он же, вход
006.jpg
подкопанный бетонный массив, дом слева за кадром
007.jpg
то же, дворики для зенитных автоматов, либо для наблюдающих, на заднем плане орудийный дворик
008.jpg
то же
009.jpg
то же, справа ж.д. путь
010.jpg
то же
011.jpg
спуск вниз в небольшое помещение
012.jpg
то же
013.jpg
вид внутри, может быть и патронный погреб
014.jpg
один из двориков
015.jpg
дворик орудийный, для 76-мм зенитной пушки Лендера на железном лафете, лесенка, ниши для снарядов, болты основания лафета
016.jpg
то же годом ранее, ж.д. переезд вдали за кадром
017.jpg
то же
018.jpg
цетр дворика, болты в два ряда, внутренних 10, как у основания орудия Лендера
019.jpg
то же, внешния ряд болтов с гайками, вероятно, крепит стальную плиту (скрыта мусором) к бетону
020.jpg
снарядная ниша и лесенка к ней
021.jpg
то же
022.jpg
вид на дворик со стороны котлована второго дворика
023.jpg
котлован второго дворика
024.jpg
остатки бетона в центре
025.jpg
перевернутая лесенка
026.jpg
окопы рядом
027.jpg
то же
028.jpg
вид на батарею с подножия холма, ж.д. справа
029.jpg
лесенка к подножию холма
030.jpg
остатки 3-го дворика
031.jpg
снава малые дворики с первых фото
032.jpg
вид на 3-й дворик
033.jpg
вид на 1-й дворик и ж.д. переезд
034.jpg
второй выход из помещения под пулеметными двориками
035.jpg
бронедверь
036.jpg
само помещение, прямо - на арт.дворики, в стороны на пуль.(?) дворики
037.jpg
дверь, вид изнутри
038.jpg
окно на дворик (для подачи патронов(?))
039.jpg
дом построен на погребе боепитания, погреб находится ниже уровня двориков на несколько метров
040.jpg
один из боковых входов
041.jpg
прямой вход, ныне подвал дома
042.jpg
вид на батарею от ж.д.
043.jpg
то же
044.jpg
вид от ж.д. переезда
045.jpg
ж.д. переезд, вид в сторону Лебяжья
046.jpg
то же
047.jpg
то же, в сторону залива
048.jpg
то же, в сторону Соснового Бора, болото слева, поле справа
049.jpg
остатки противотанкового рва, рядом с тем же ж.д. переездом, пересекает шоссе на С.Бор, профиль рва
050.jpg
ров с водой, кусок на др. стороне шоссе, перезд на горке справа за кадром
051.jpg
ров поднимается на горку вдоль ул. Флотская (?) и выглядит как эскарп, идущие в сторну залива
052.jpg
то же, вид с поля, виден эскарп, за ним по вершине улица и домик
053.jpg
поле, с которого виден ров, вил в сторону залива
054.jpg
дорога вдоль залива (он справа в 100 м) на форт Крр. Горка, подъем на гору, ров приходил сюда (шел слева направо до залива по склону горы)
055.jpg
здесь рова заканчивался, берег залива, начинается Красная Горка (холмы и обрывы, не путать с фортом), в подлеске бетоная пулеметная точка времен 1 Мировой войны, дорога чуть левее за кадром
056.jpg
сама точа в склоне, за ней окопы (не видны)
057.jpg
то же
058.jpg
то же, трех-амбразурная, вход сзади из окопов на вершине, направлена на восток (центр) и на север-юг вдоль рва, ров более времен ВОВ (?)
059.jpg
берег залива, обрывы, пулеметная точка справа за деревьями, слева по берегу вышка КНП форта Кр. Горка и створные знаки (маяки)
060.jpg
дорога далее на форт Кр. Горка, створы справа, КДП слева
061.jpg
вот он, КНП - командно-наблюдательный пунк форта для наблюдения за рейдом, таких по берегу штук 5
062.jpg
домик рядом с КНП, тоже бетонный
063.jpg
КНП, вид сбоку
064.jpg
снова домик
065.jpg
КНП, вид с фронта, ныне это жилой домик
066.jpg
то же
067.jpg
то же летом
068.jpg
бетонная площадка в конце дороги от жд.ст. Лебяжье к заливу, говорят, испоьзовалась как стартовая площадка ракет береговой обороны в 1950-66 гг. (неточно)
069.jpg
то же, вид с фронта
070.jpg
штурмовик ИЛ-2 на мемориале в центре поселка у шоссе на Сосновый Бор


© Вадим Семко 2002 - 2004 гг.

 

Hosted by uCoz