САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ОБЛАСТЬ

Раздел обновлен: 23/11/08 0:04
 
 

"Немецкая фортификация под Лениградом"
Финское Койрово


Битва на Неве - самое долгое позиционное сражение за всю II мировую войну. В сентябре 1941 года фашисты подошли к Ленинграду и попытались сходу овладеть им. Однако первые немецкие атаки на город оказались отбиты, а напряжённая обстановка на центральном участке фронта потребовала от немецкого командования увести из группы армий «Север» IV танковую группу Гёпнера на Московское направление. Таким образом, на Ленинградском фронте немцы лишились основных наступательных сил и были вынуждены перейти к обороне, рассчитывая задушить Ленинград голодом и обстрелами. Уже 25 сентября, в день ухода танков Гёпнера, советская разведка установила, что немцы начали окапываться и минировать позиции. Это и было началом длительной позиционной войны.

Вполне естественно, что обе стороны пытались переломить ход событий в свою пользу. Красная Армия - деблокировать Ораниенбаумский плацдарм (Стрельнинский десант), потеснить фашистов с удобных позиций (Старопановская наступательная операция); немцы, в свою очередь, - планировали возобновить штурм города (прибытие XI армии Манштейна в 1942 году для участия в операции «Норденлихт»). Располагая временем, противники готовились к длительной обороне, возводя долговременные фортификационные сооружения. В осаждённом Ленинграде не хватало стройматериалов для возведения ДОТов, по Дороге Жизни с огромным трудом и в ограниченных количествах поступали хлеб и боеприпасы, ввозить цемент не было никакой возможности. После прорыва блокады в январе 1943 года снабжение значительно улучшилось, в осаждённый город пошли вагоны с цементом и арматурой. В результате на подступах к Ленинграду горожане сумели возвести глубокоэшелонированную систему обороны. Её ДОТы хорошо заметны вдоль проспектов Ленинского, Славы, у площади Победы.

Немцы в подвозе стройматериалов для своих линий затруднений не испытывали, их оборона была так же крепка. Только ценой колоссальных усилий нашим войскам в январе 1944 года удалось взломать её. Но что мы знаем об этой фортификационной системе, где же она? Признаюсь откровенно, до недавнего времени знал я о ней совсем немного. Знал, что где-то есть ДОТ, который закрыл собой рядовой Типанов. Больше, пожалуй, ничего. Но когда я заинтересовался историей прорыва блокады, стал просматривать отчёты краеведов и проводить самостоятельные поиски, выяснилось, что здесь, под Питером есть целая система, похожая на аналогичные оборонительные линии того времени – Карельский и Красногвардейский укрепрайоны, линию Маннергейма, Карельский вал. О существовании перечисленных мной крепостей знают все мало-мальски эрудированные люди, но о том, что похожая система была выстроена немцами известно, пожалуй, только самым дотошным знатокам вопроса.

За год работы над темой я разведал положение 16 бетонных сооружений периода осады Ленинграда на участке от Лигово (у берега Финского залива) до Пушкина. Естественно, их намного больше, буду рад, если кто-либо дополнит собранную информацию.

Характеристика типов сооружений: Большинство из них, являлись лёгкими бетонными конструкциями. Их называли «рингштадт» или «тобрук». Они состояли из двух камер, с крышей вровень с землёй, их отличительная особенность - отсутствие амбразур, стрелок располагался в камере с люком. Гарнизон – от одного до трёх солдат, основное вооружение - ручной пулемет (MG-34, MG-42) либо 50 мм. миномет. Сильной стороной рингштадта была хорошая маскировка, слабой – относительно малая защищённость, не намного лучше, чем в окопе. Другой тип сооружения – амбразурный ДОТ, мне встретились одно- и двух- амбразурные, большая их часть представляла собой монолитную конструкцию, но однажды встретился ДОТ сборный из кирпичей. Попадались странные конструкции, о назначении которых до сих пор спорим с другими краеведами.

Состояние: Состояние всех этих объектов плачевное, часть из них была уничтожена взрывами изнутри, судя по положению прутьев арматуры. Скорее всего, это было сделано нашими во время наступления (или сразу после) – как известно бои января 1944 года были очень упорными, немцы часто переходили в контратаки. По сему, часть укреплений могла быть снова использована фашистами в случае их захвата. Возможно, что бы не допустить этого, наши сапёры и взрывали их. Ещё можно предположить, что часть из ДОТов была уничтожена гарнизоном при отступлении. Другая возможная причина подрыва – изучение крепости немецких сооружений, ради обретения опыта их уничтожения, что бы использовать его в дальнейших боях по освобождению Родины. Ещё раз подчеркну, что это мои догадки. В настоящее время те из конструкций, которые оказались расположенными вблизи дорог или жилья страшно загажены. Два рингштадта в 2003 году попали в полосу благоустройства Волхонского шоссе, приуроченного к юбилею Санкт-Петербурга и саммиту большого количества шишек самого высокого ранга. Поскольку оба они представляли опасность для вышеозначенных персон, машины проезжали в 20 метрах от их люков, благоустроители обезвредили их на свой манер (об этом подробнее в соответствующем разделе). Вообще же, все эти сооружения не обладают какой-либо красотой или величием, подобно КаУРу или Линии Маннергейма. Всё это так, бетонные коробки, представляющие историческую ценность.

Классификация: Я обозначал свои находки двумя латинскими буквами первая из которых, литера - D, стало быть, Deutschland. Это надо для того, что бы они отличались от наших. Вторая литера – обозначение узла обороны, где объект был выявлен, где L – Лигово, K – Красное Cело-Красногвардейск, F – Финское Койрово, P – Пушкин-Павловск. Имя дополняется цифрой – это его номер в данном районе, который давался по мере выявления мной объектов. Так полное имя DF5 – читается, как немецкий ДОТ в урочище Финское Койрово найденный пятым. Данный принцип почерпнут мной у Александра Коровина, автора сайта spb- dot. narod. ru, главной темой которого являются советские укрепления периода блокады Ленинграда, расположенные в черте города. Кстати, мы с автором этого сайта провели совместную экспедицию по этим местам, во время которой Александр за GPSил их, так что скоро на его сайте появится подробная информация об их местоположении.

И последнее: зачем я всё это пишу? Тут одним предложением и не ответишь. Главное, сохранить память о тех событиях. Научиться самому и научить других чтить и уважать своё прошлое. Пусть это строили немцы, но ведь это память о блокаде. Если эти постройки не были снесены нашими в войну или в годы послевоенного строительства, значит, и мы не вправе рушить и изгаживать их. Стало быть, стоять им и дальше напоминанием о том времени. А мусор в них выглядит не намного комичнее, чем в печи Освенцима. Вполне допускаю использование их киношниками, то же и о реконструкторах. Но большинство объектов, как вы увидите, попали в совершенно чуждое им окружение.


Финское Койрово

Финское Койрово – DF. Так же мощный узел обороны. Я обошёл только треть его территории, но успел найти 4 рингштадта и 2 амбразурных ДОТа. Когда-то здесь был посёлок, теперь это – урочище, стоящее на Волхонском шоссе. В послевоенное время здесь стояла военная часть, и было развёрнуто какое-то строительство (заброшено). Сейчас местность активно используется, тут выстроены несколько объектов – табачная фабрика «Филипп Моррис Ижора», «Крафт фудс», промышленный холодильник, ещё какие-то предприятия, съевшие своими заборами часть пространства. Урочище активно посещается не вполне красными следопытами, весной видел многочисленные раскопы, под ногами много разного – старые котелки, каски, гильзы, консервные банки сороковых годов, остатки шанцевого инструмента, прочие железяки, на которые реагируют металлоискатели археологов.

DF1 – тобрук, стоящий в 10 метрах от шоссе, прекрасно виден с дороги. Если ехать от Московского шоссе к Таллиннскому, то он будет с правой стороны от дороги, в 300 метрах не доезжая до Большой Койровки, приблизительно напротив указателя 15/11 км. Сотни раз проезжал мимо него на автомобиле, но о том, что это ДОТ, оставшийся с блокады мне в голову не западало, только, прочтя на форуме, понял, что же это. Его крыша усилена бетонной плитой, как и у всех койровских тобруков. Положение у дороги погубило его тем, что его сочли опасным для проезжающих кортежей – с 2003 года Волхонка стала «президентской трассой». Перед саммитом его полностью засыпали землёй. Может оно и к лучшему – меньше пострадает. Сейчас земля постепенно осыпается, стал различим вход в него, отметилось проседание земли на месте люка. Снимок 1 – общий вид с шоссе, 2 – камера возле входа, в глубине – земля, просыпавшаяся из камеры с люком, 3 – оседание грунта на месте люка.

DF2 – амбразурный ДОТ, расположен почти на обрыве правого берега Большой Койровки, уничтожен взрывом – его крыша стоит почти вертикально. Поражает обилие арматуры. Следов от амбразуры нет. Думаю, она была близко у самой земли, сзади к нему подходят осыпавшиеся траншеи. На одном из снимков – железная плита, может, она имеет к нему отношение (заслонка?), а может и нет – мусора вокруг хватает.

На фото:1 – вид сбоку, 2 – спереди, 3 – с тыла, видны траншеи, 4 - заслонка?

DF3 – рингштадт, стоящий в 5 метрах справа от шоссе, если ехать от Таллиннского шоссе к Московскому. Рядом автобусная остановка «Филипп Моррис». Хорошо сохранился, но сильно загажен. Весной вода заливает его камеры чуть ли не под крышу. Что бы обезопасить обожаемого президента и его высоких гостей, сигающих по шоссе от дворца конгрессов в Пушкин, ему приделали жестяной люк с застёжкой снаружи. Недавно его побелили, зачем?

1-общий вид, 2 - люк - не аутентичен! 3 - камера у входа с вешними водами и всесезонными ТБО.

DF4 - амбразурный ДОТ, с левого берега Большой Койровки. Выглядит помощнее DF2. Расположен примерно в километре к северу от шоссе, за забором промышленного холодильника «Хома». От него открывается хороший вид на Старопаново. Уничтожен полностью, сильно зарос кустарником. По этой причине, снимков, более информативных тем, что показываю Вам, сделать не удалось.

DF5 – тобрук, уничтоженный взрывом между Малой и Большой Койровками, к северу от забора холодильника. Хорошо видна толщина стен, арматура.

DF6 – целый рингштадт, в 200 метрах от DF5.


Материал подготовил Константин Битюков

2008 г.



DF1-1

DF1-2

DF1-3

DF2-1

DF2-2

DF2-3

DF2-4

DF3-1

DF3-2

DF3-3

DF4-1

DF4-2

DF5-1

DF5-2

DF5-3

DF6-1

DF6-2

DF6-3
   


 
 
 
 
 
© "Неправильный мир" 2008
Rambler's Top100
Hosted by uCoz