САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ОБЛАСТЬ

Раздел обновлен: 1/11/07 0:07
 
 

Луга

Участок Лужского укрепрайона на шоссе Луга - Санкт-Петербург, у моста через р. Вревка и жд. ст. Луга 11, находящихся южнее Луги в 1 км.

2 ДОТа находятся на северном берегу, еще 2 обнаружены на южном у станции на высоте 61,2. Это вторая линия УРа.

Распоряжение о начале работ по созданию дополнительного рубежа обороны на псковском направлении в районе Луги было отдано 23 июня командующим Ленинградским военным округом генерал-лейтенантом М.М. Поповым, по предложению заместителя наркома обороны генерала армии К.А. Мерецкова. Лужская оперативная группа была разделена на три самостоятельных участка: Кингисеппский, Лужский и Восточный. Лужский участок обороны возглавил генерал-майор А.А. Астанин.

Позволю себе процитировать:
http://www.adm.luga.ru/history/knigabob/kniga/HTMLvar/part02.htm http://www.adm.luga.ru/history/knigabob/kniga/HTMLvar/part04.htm

Одновременно было развернуто ускоренное строительство укреплений на линии Нарва – Луга – Старая Русса и начата подготовка оборонительного рубежа Колпино – Красногвардейск (Гатчина). Ленинград как бы полукольцом прикрывают реки Плюсса, Луга и Оредеж. Сама природа уготовила этим рекам с их высокими и болотистыми берегами роль естественного оборонительного рубежа, который укреплялся дотами, дзотами, противотанковыми рвами. Работы продолжались круглосуточно, не прерываясь даже во время частых обстрелов и бомбежек авиацией противника.

Со стороны Ленинграда продолжало поступать железной дорогой и по Киевскому шоссе все необходимое для укрепления и устройства оборонительных сооружений вокруг города: техника, транспорт, вооружение. Разгрузочные платформы в северном железнодорожном парке были завалены всевозможным строительным материалом: железной арматурой, цементом, щебенкой, железобетонными конструкциями, передвижными подъемными кранами и иной строительно-монтажной техникой. Все это выгружалось у хлебокомбината и тотчас отправлялось по шоссейной дороге в сторону Городца, где в районе Раковического озера у поворота на Скреблово – на дальних подступах к нашему городу – отстраивалась первая линия обороны.

А перед самой Лугой, по ее юго-восточному и юго-западному обводу, сооружалась еще одна оборонительная полоса с эскарпами, противотанковыми рвами, бетонированными артиллерийскими и пулеметными точками. Здесь работали строительно-монтажные бригады с ленинградских заводов им. Кирова, Балтийского, „Электросилы“. Окраинная черта города ощетинивалась железобетонными противотанковыми надолбами и ловушками. Для прохода оставляли узкие, хорошо пристрелянные артиллерией и другими огневыми средствами обороны пространства. В поймах речек Вревки и Облы устанавливались противотанковые и противопехотные мины. Словом, город готовился к серьезной и решительной обороне. Луга продолжала принимать новые и новые тысячи оборонщиков из Питера и направляла их, вооружив лопатами, кирками и ломами, в сторону Батецкой, Чеголей, Раковичей, Бараново, Ведрово, Лесково.

Население города выросло в два раза: укрепработы велись и в черте самой Луги. Прибывали ополченцы, добровольно вступавшие в ряды защитников Ленинграда, оседали беженцы, не желавшие удаляться от своих мест за сотни километров в надежде на скорое возвращение, на какое-то время задерживались те, кто стремился добраться к родственникам в Ленинград, под защиту большого города. И еще много невесть откуда и по каким делам наехавших в город людей. Вся эта масса народа толпилась на улицах и в переулках, в коридорах официальных учреждений, наполняла галдежом, руганью и слезами рыночную площадь и магазины, из которых враз исчезли продукты. Толпы пришлых располагались биваками в парках, сквериках, на травянистых берегах реки, в тенистой прохладе соборного сада.
...
В первые же недели войны Луга была опоясана противотанковым рвом в три с половиной метра, который был опутан проволочными заграждениями, укреплен дотами и дзотами. Были оборудованы противотанковые ловушки, поставлены бетонные и гранитные надолбы. А весь возможный оперативный простор, словно гороховое поле семенами, был засеян противотанковыми и противопехотными минами.


Первая бомбардировка Луги произошла то ли 7 то ли 10 июля. 19 июля немецкое командование, встретив упорное сопротивление на рубеже, остановило наступление на Ленинград и стало дожидаться подхода главных сил группы армий "Север". 8 августа наступление началось на красногвардейском направлении, 10 августа - на лужском и новгородскоом направлениях. 12 августа 16-я немецкая армия прорвала Лужский оборонительный рубеж у Шимска и стала развивать наступление на Новгород.

Бои за Лугу шли почти до конца августа 1941 г., когда оставшиеся защитники рубежа оставили позиции, и город был сдан (24 августа). А в начале февраля 1944 г. Луга была освобождена.

10 августа 2007 г.



вид вдоль шоссе на юг, направление обстрела ДОТов

на северном берегу, пушка-памятник, сборный ДОТ находится правее и выше по склону, дорога в Питер - идет вправо

противоположная сторона шоссе, мемориал и за ним выше - ДОТ

"здесь в июле-августе 1941 г., защищая город ленина, героически сражался батальон ополченцев-добровольцев балтийского судостроительного завода"

ДОТ и восстановленный участок окопа

окоп продолжается на восток, по берегу реки, уже не реставрированный

7

ДОТ орудийный, амбразура заложена кирпичом, ДОТ монолитный железобетонный, обложен камнями

вид внутри на вход

вход в ДОТ из окопа

то же, вообще-то, судя по размеру входа, сюда закатывали пушку, а окоп отреставрирован как для пулеметного ДОТа - узким

сектор обстрела ДОТа - шоссе и мост

окопы восточнее ДОТа

14

15

пушка-памятник на западной обочине шоссе

17

18

19

20

склон позади пушки, ДОТ находится левее наклонной опоры столба

вот он ДОТ, сборный из сегментов, пулеметный

интерьер, вход

крыша и сектор обстрела

вид с правого бока, шоссе на заднем плане

окопы позади и западнее ДОТа

идем на южный берег и за домами у самой станции находим фронтальный орудийный ДОТ

подвижной состав на станции

29

30

31

32

тот же ДОТ, вид справа

вход

вид изнутри на амбразуру

амбразура, вид снаружи

сектор обстрела

шоссе у станции, южный берег, вид на северный - там, где находятся окопы

южный берег, ближе к мосту, вид с шоссе на полукапонир

полукапонир, вид на амбразуру, слева - крыло амбразуры, защищающее от огня с фронта

видно что крыло залито неравномерно, утоньшается книзу

пулеметная амбразура

вид на вход, по размеру которого видно, что внутренний объем небольшой, тесно для двоих, зато перекрытие и стенки очень толстые

сектор обстрела

козловый кран на станции

46
       


 
 
 
 
 
© "Неправильный мир" 2002 - 2007
Rambler's Top100
Hosted by uCoz